© 2015 ОПОРА ПСКОВА

Опять в «тень»?

February 27, 2018

 

            26 февраля 2018 года, по обращению Псковского Регионального отделения Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», на заседании Псковского областного Собрания депутатов принято решение о  создании рабочей группы для подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в статью 430 Налогового кодекса Российской Федерации.  

            Первое заседание рабочей группы намечено на 15 марта 2018 года, в которую вошли от  Псковского РО «ОПОРА РОССИИ»   Валерий Семенович Лесников и Николай Васильевич Ласьков. Так же в состав рабочей группы вошли  депутаты областного собрания шестого созыва Андрей Юрьевич Корнев, Анатолий Владимирович Тихонов, Юрий Юрьевич Сорокин и  Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Мурылёв  Аркадий Анатольевич.

Напомним, что Опора России обратилась в Псковское областное Собрание депутатов с предложением создать  рабочую группу для разработки поправок  в НК РФ, Статью 430 «Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам» и направить данные предложения в Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения.

 

А теперь вкратце о сути проблемы.

С 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для самозанятого населения (к которому, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников) увеличились в разы.  Иными словами, ИП работающие на УСН с доходами (более 300 тыс. рублей в год)  вынуждены перечислять во внебюджетные фонды 30-70% своего годового дохода. Поэтому результатом столь резкого повышения фиксированного размера страхового взноса для самозанятого населения стало масштабное сокращение количества ИП. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, результатом резкого повышения страховых взносов стало сокращение количества ИП более чем на 300 тыс. человек за период с  2014 года по  2015 год.

Кроме того Конституционный суд в постановлении №27 П от 30.11.2016 года указал, следующее:

(В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом – позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме).

Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем  размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

       Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц (работающие с НДС), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом, при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

         Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов работающих предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (УСН).

      Согласно положениям статьи 346.14 налогоплательщики, применяющие

упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

      Статья 346.15 Налогового кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения статьи 346.16 Налогового кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком  доход при определении объекта налогообложения в связи с применением  упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,

уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

      Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов,  Верховный суд Российской Федерации 18.04.2017 года в судебном акте № 304-КГ16-16937 указал, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановление  от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению при системе налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов на УСН. Кроме того, Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются :                                     

« ...8) создание дискриминационных условий;»      

Таким образом, законы и Конституция РФ прямо запрещают дискриминацию, в том числе и в предпринимательской деятельности.

Доход для плательщиков страховых взносов для целей исчисления страховых взносов необходимо учитывать в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), т.е. в зависимости от применяемого режима налогообложения. Относительно плательщика страховых взносов для целей исчисления страховых взносов содержит ст.430 доход учитывается в зависимости от режима налогообложения в соответствии с определенными нормами НК РФ. При этом, если применительно к плательщикам страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, указана ст.346.15 НК РФ «Порядок определения доходов», то, например, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 210  настоящего Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности), а при расчете пенсионных взносов доход уменьшается на сумму профессиональных налоговых вычетов.

 

Таким образом, при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя,  исходя из его дохода без определения таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения, ставит предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения (в частности с объектом налогообложения - доходы минус расходы), в неравное положение относительно плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц.

Различное определение объекта для начисления страховых взносов при осуществлении одинаковых по своей природе выплат ставит в неравное положение субъектов обложения страховыми взносами по отношению друг к другу и порождает для них неодинаковые экономико-правовые последствия, что недопустимо.

            В соответствии с установленным в статье 19 Конституции Российской Федерации принципом равенства граждан перед законом и  изложенной позицией Конституционного суда постановление 27П от 30.11.2016 года, Верховного суда в судебном акте № 304-КГ16-16937 от 18.04.2017 года, для целей уплаты страховых взносов с суммы дохода по УСН,  следует признавать доход, уменьшенный на величину расходов в соответствии со ст. предусмотренной статьей 346.16 Налогового  Кодекса  РФ.

         Подобный  подход к исчислению страховых  взносов даст микробизнесу с небольшими доходами возможность продолжать работать легально и не уходить «в тень», а более крупным ИП позволит формировать свои пенсионные права в большем объеме.

 

 

 

      

 

 

 

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ