ЕГАИС: скоро нечем будет торговать

January 15, 2016

 

К электронной системе ЕГАИС, созданной для контроля над оборотом алкоголя в стране, с 1 января обязаны подключиться оптовые компании, с 1 июля — розничные. Новые правила уже вызвали перебои в поставках алкоголя. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин знает о проблемах компаний: «С 12 декабря мы запустили горячую линию, посвященную проблемам работы с ЕГАИС, и с тех пор получили более 500 обращений от участников рынка. Жалуются и оптовики, и владельцы розничных магазинов, и владельцы ресторанов, это просто безобразие». По словам Небольсина, основные претензии заключаются в постоянных сбоях системы, из-за чего срываются отгрузки алкоголя. «Система абсолютно сырая, к работе в реальных условиях она оказалась не готова», — резюмирует он.

Представитель Росалкогольрегулирования (РАР), которое курирует внедрение системы, Александр Куликов возражает: ситуации, когда информация об отгрузках своевременно не отражается в системе, все-таки не являются типичными. По его словам, время обработки документов в системе не превышает 10–20 минут. Он советует в случае задержки консультироваться со специалистами горячей линии ЕГАИС или проверять статус отгрузки на сайте ведомства по адресу: check1.fsrar.ru.

 

За десять дней с начала работы системы на горячую линию поступило более 5 тыс. звонков, и все проблемы, о которых рассказывают пользователи системы, фиксируются, анализируются и решаются в рабочем режиме, заверил Куликов.

Владелец нескольких продовольственных магазинов в Подмосковье говорит, что уже работает в ЕГАИС, но это очень неудобно. «Мы делаем заказ оптовику и размещаем информацию об этом в системе, — объясняет он. — Оптовик со своей стороны вводит информацию об отгрузке нам продукции со склада в УТМ (универсальный транспортный модуль, часть ЕГАИС), машина с алкоголем отправляется по нашему адресу. Однако почти в половине случаев при прибытии машины к нам оптовик не может разгрузиться — информация, введенная в модуль, не отражается в системе.

 

Абсолютно непонятно, что делать в этой ситуации: ни оптовик, ни мы не хотим брать на себя риски — ведь если принять товар, отгрузка которого не зафиксирована в системе, это может быть расценено как нарушение закона с последующими штрафными санкциями вплоть до приостановки лицензии».

По словам собеседника РБК, в его торговых точках уже возник дефицит алкоголя по некоторым позициям. «Скоро нам нечем будет торговать», — утверждает он.

Новые расходы

Гендиректор виноторговой компании «Форт» Михаил Бодухин отмечает, что проблемой стала и регистрация в системе остатков — товара, закупленного до 1 января. Весь товар со склада, приобретенный до этой даты и не отгруженный в розницу, необходимо зафиксировать в ЕГАИС, иначе компания не сможет торговать этой продукцией. Процесс трудоемкий: каждая бутылка фиксируется в системе вручную с помощью сканирования, на то, чтобы вбить в систему товар из одной паллеты, уходит 2,5 часа. Бодухин утверждает, что ему придется выплатить сотрудникам дополнительно 1 млн руб. за сверхурочную работу; компания планирует ввести ночную смену, так как по ночам нагрузка на ЕГАИС меньше и количество сбоев сокращается.

В компании Simple, крупном импортере и дистрибьюторе вина и крепкого алкоголя, рассказали, что работой исключительно с ЕГАИС занимаются более 20 человек — для этого создан целый отдел.

 

Внедрение системы в опт и розницу рынок воспринял без энтузиазма: многие вспоминали технические проблемы при запуске ЕГАИС в 2006 году, из-за которых производство алкоголя остановилось на несколько месяцев по всей стране. «Опора России» тогда транслировала опасения участников рынка, что с подключением сотен тысяч новых пользователей ЕГАИС может не выдержать нагрузки.

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ

© 2015 ОПОРА ПСКОВА