«Опора»: обсуждаем поправки к закону


Члены регионального отделения «Опоры России» и предприниматели Псковской области могут принять участие в обсуждении проекта федерального закона и прислать в центральную «Опору» свои предложения. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 19 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» говорится.

«Получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции делает легальным алкогольный бизнес. Однако получение документа осложняется жесткими лицензионными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также многочисленными проверками со стороны лицензирующих органов. Так, при получении лицензии проводится полная проверка сведений, содержащихся в представленных документах, на соответствие лицензионным требованиям. Такая же процедура, как и при получении лицензии, действует при ее переоформлении или продлении срока ее действия. При этом в соответствии с федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) срок действия лицензии не должен превышать пяти лет.

Таким образом, при получении лицензии со сроком действия, например, два года, лицензиату, желающему продолжать свой бизнес, придется продлевать эту лицензию и проходить снова все необходимые процедуры через 2 года, что и при ее первичном получении. 2 Кроме этого, лицензирующий орган также вправе осуществлять плановые проверки, которые в соответствии с Законом № 171-ФЗ проводятся по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии, а далее по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Также лицензирующий орган осуществляет и внеплановые выездные проверки в отношении лицензиатов. В рамках плановых и внеплановых проверок проверяются сведения о деятельности лицензиата, соответствие лицензионным требованиям используемых помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов. При этом необходимо отметить, что длительность проведения таких проверок составляет 20 рабочих дней. К тому же такой срок может быть продлен. Учитывая изложенное, предприниматели, связывающие свой бизнес с розничной торговлей алкоголем, претерпевают колоссальную административную нагрузку. Ведение бизнеса становится и вовсе непосильным: по состоянию на конец 2015 г. в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания по всей стране. За последние 3 года полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов.

При этом растет нелегальный теневой рынок алкоголя: по данным Росалкогольрегулирования, на 1 января 2012 г. в России было около 305 тыс. лицензированных розничных точек продаж алкоголя. По состоянию же на 1 октября 2015 г. – менее 230 тыс. Сокращение составило 25%. Безусловно, часть лицензиатов, потеряв лицензию, перешло в нелегальный сегмент, доля которого составляет, по экспертным оценкам, от 20 до 30 % общего количества розничных точек продаж алкоголя.

Таким образом, обусловлена необходимость смягчения соответствующих административных барьеров, равно как и обусловлено желание предпринимателей развивать легальный алкогольный бизнес.

Продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции должно осуществляться беспрепятственно, без проведения полной проверки лицензиата, так же, как и при получении лицензии: на основании лишь заявления лицензиата с учетом оплаты государственной пошлины на период, на который продлевается срок действия лицензии, и при отсутствии налоговой задолженности.

Представляется, что у лицензирующего органа достаточно оснований для проведения проверки соблюдения хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, лицензионных требований, в том числе в рамках внеплановой проверки: 1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; 2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований; 3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии решением лицензирующего органа; 4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением президента, правительства или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации».

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ

© 2015 ОПОРА ПСКОВА