Торговля: за честные цены


«Опора России», в том числе её Псковское отделение постоянно держат в поле зрения тему взаимоотношений между товаропроизводителями малого бизнеса и торговыми сетями, помогая предпринимателям пробиваться на рынки сбыта. Вот и недавно вышедший (3 июля 2016 года) федеральный закон под номером 273, внёсший изменения в ранее принятый закон об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях, появился не без деятельного и целенаправленного участия «Опоры» и «Единой России».

Более того, теперь предпринимательское сообщество принимает активное участие в мониторинговой группе по реализации 273 закона, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны торговых сетей при переходе на новые условия взаимоотношений с производителями и поставщиками. При корректировке всех заключённых договоров в срок до 1 января 2017 года. Председатель псковской региональной «Опоры» Валерий Лесников работает в этой группе, цель которой собрать максимальное число фактов, проанализировать их и выработать свои предложения для федеральной власти.

Подробно и заинтересованно говорили о ситуации в торговле на территории области вчера за круглым столом Торгово-промышленной палаты, подводя промежуточные итоги работы мониторинговой группы под девизом «Честная цена». Что интересовало членов группы во время рейдов в магазины сетей, небольшие частные магазинчики и непосредственно на производство псковских предпринимателей?

Началась ли плановая кампания по перезаключению старых договоров (которые необходимо привести в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 г.).

Какие новые лазейки создают торговые сети для дополнительных обременений.

Имеются ли факты навязывания торговыми сетями новых обременительных для производителей условий (использование кратных штрафов за предоставление недостоверных сведений и т.п.).

Требуют ли с производителей торговые сети плату за торговую полку (т.н. входной билет).

Требуют ли с производителей торговые сети плату за изменение ассортимента либо за иные необоснованные услуги.

Какие цены на свою продукцию производители наблюдают в торговых сетях (какая торговая наценка сетей).

Чтобы яснее понимать, почему именно ответы на эти вопросы интересуют членов мониторинговой группы, назовём наиболее важные поправки в новом законе - как было и как стало.

Снижается срок, в течении которого торговая сеть обязана расплатиться за поставленный товар. Для скоропортящихся продуктов с 10 до 8 дней, для товаров со сроком годности до 30 дней до 25 календарных дней для остальных товаров до 40 дней.

Торговые сети теперь лишены возможности манипулировать со сроками передачи и приёмки документов, подтверждающих факт поставки товаров. Закон предоставляет всего три рабочих дня для оформления всех документов по поставке продовольственных товаров.

Снижается размер премии от поставщиков торговым сетям с 10 до 5 процентов от цены товаров. При этом предусмотрено, что в этот размер вознаграждения входят логистические услуги, услуги при обработке и упаковки товара и подобные услуги.

Ритейлерам запрещено навязывать поставщикам дополнительные услуги по другим договарам. За нарушения грозят миллионные штрафы.

Закон устанавливает прямой запрет на возврат нереализованной продукции и прямой запрет на посреднические договоры.

С 15 июля договоры заключаются по новым требованиям.

А теперь самое интересное - выступления участников круглого стола?

Ведущий Анатолий Тиханов, известный псковский предприниматель и координатор «Народного контроля» в начале дискуссии предоставил слово Татьяне Бойко, исполняющей обязанности руководителя антимонопольной службы. Она рассказала о том, какие вопросы чаще поступают в ФАС по горячей линии, организованной для предпринимателей и торговых сетей. Возврат продукции, ретро-бонусы, продвижение товаров. Она привела, по сути, абсурдный пример с псковским картофелем – путешественником. Для того, чтобы попасть в псковские магазины фермер должен отвезти его в Ленинградскую область на склад, оттуда картошка приедет в Псков с ценой выше начальной на 50%.

Татьяна Бойко поделилась важной информацией. Антимомонопольная служба запросила у сетей и поставщиков ценовую документацию, чтобы затем сравнить цены до действия 273 закона и после заключения новых договоров. Законодатель значительно расширил раздел по нарушениям: для юрлиц штраф – 5 млн рублей, для физлиц – 40 тысяч. И внимание - появилась дисквалификация на 3 года, что очень серьёзно.

Затем взял слово депутат областного Собрания, директор великолукского завода ЗЭТО Александр Козловский. Он сказал, что вступивший в силу закон очень важен для местных товаропроизводителей. Он должен помочь малому и среднему бизнесу пробить стену ограничений на пути к рынку сбыта. Он также отметил, что многие предприниматели недостаточно юридически грамотны и не всегда могут самостоятельно продвигать свою продукцию на рынок. Задача участников круглого стола помочь им в этом. И, прежде всего, думать о покупателях, внимательно отслеживая ценовую политику торговых сетей.

Александр Козловский привёл пример Вологды, где на полках магазинов торговых сетей 70% местной продукции. И призвал создавать в области логистические центры.

Александр Братчиков директор холдинга «ПсковАгроИнвест» был краток и строг:

- Сети максимально монополизировали торговлю. Они разорили маленькие магазинчики, которых было много, и торговали они в основном местной продукцией. Мы не работаем ни с одной сетью – слишком много хотят для себя. Вынужденно создаём свою торговую сеть. Александр Братчиков не исключил сговора сетей вместо честной конкуренции.

- Если удастся не допустить сговора и сети начнут конкурировать между собой, то закон действительно принесёт большую пользу, - сказал он.

Олега Берёзкина, директора фирмы «Фунт», члена совета псковской «Опоры России», у которого сеть состоит из тех самых маленьких магазинчиков в шаговой доступности, слушали с особым вниманием.

- Обидно видеть, что хорошая местная продукция не может продаваться в крупных сетевых магазинах. Мы торгуем местной продукцией и видим, что производители зажаты со всех сторон и могут разориться. Слишком неравные финансовые возможности, чтобы диктовать свои условия сетям,- говорит предприниматель.

Валерий Лесников, поделился впечатлениями от рейдов по торговым рядам и проанализировав увиденное, сделал выводы.

- Наша задача поддержать местных предпринимателей, которым действительно непосильно тягаться за место на полках сетевых магазинов. Особенно если учесть, что многие из них имеют зарубежное финансирование,- сказал председатель псковской «Опоры».

- Нельзя сказать, что местной продукции нет в сетевых магазинах, она представлена, но только крупных предприятий и холдингов. Например, даже «Победы» там нет, хотя за её продукцией выстраиваются очереди у киосков. Надо создавать свои местные сети, выделять площади и места для маленьких магазинчиков в шаговой доступности. И самое главное – надо объединить малых и средних производителей. По примеру «Опоры» могу сказать, что вместе добиваться результата значительно легче. Средства массовой информации должны подключиться и поддержать местных производителей, -сказал в заключение Валерий Лесников.

Президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов поддержал предложение объединяться:

- Я согласен с большинством, что федеральные сети будут искать возможности компенсировать убытки. Мы все покупатели и платим за все затраты. Важно, насколько мы и производители сможем консолидироваться и выступить против диктата сетей. У нас есть поддержка населения, что, собственно, и вынудило правительство принять обсуждаемый нами закон.

После выступления представителей областной и псковской администраций, руководителя облпотребсоюза подвели итог дискуссии. Мониторинговая группа продолжит работу.

Кстати, приглашённых представителей торговых сетей не было за круглым столом. Ни один не пришёл.

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ

© 2015 ОПОРА ПСКОВА