Торговля: за честные цены

August 11, 2016

 

«Опора России», в том числе её Псковское отделение постоянно держат в поле зрения тему взаимоотношений между  товаропроизводителями малого бизнеса и торговыми сетями, помогая предпринимателям пробиваться на рынки сбыта. Вот и недавно вышедший (3 июля 2016 года) федеральный закон под номером 273, внёсший изменения в ранее принятый закон об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях, появился не без  деятельного и целенаправленного участия «Опоры» и «Единой России».

Более того, теперь предпринимательское сообщество принимает активное участие в мониторинговой группе по реализации 273 закона, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны торговых сетей при переходе на новые условия взаимоотношений с производителями и поставщиками. При корректировке всех заключённых договоров в срок до 1 января 2017 года. Председатель псковской региональной «Опоры» Валерий Лесников работает в этой группе, цель которой собрать максимальное число фактов, проанализировать их и выработать свои предложения для федеральной власти.

Подробно и заинтересованно говорили о ситуации в торговле на территории области  вчера за круглым столом Торгово-промышленной палаты, подводя промежуточные итоги работы мониторинговой группы под девизом «Честная цена». Что интересовало членов группы во время рейдов в магазины сетей, небольшие частные магазинчики и непосредственно на производство псковских предпринимателей?

 

Началась ли плановая кампания по перезаключению старых договоров (которые необходимо привести в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 г.).

Какие новые лазейки создают торговые сети для дополнительных обременений.

Имеются ли факты навязывания торговыми сетями новых обременительных для производителей условий (использование кратных штрафов за предоставление недостоверных сведений и т.п.).

Требуют ли с производителей торговые сети плату за торговую полку (т.н. входной билет).

Требуют ли с производителей торговые сети плату за изменение ассортимента либо за иные необоснованные услуги.

Какие цены на свою продукцию производители наблюдают в торговых сетях (какая торговая наценка сетей).

 

Чтобы яснее понимать, почему именно ответы на эти вопросы интересуют членов мониторинговой группы, назовём наиболее важные поправки в новом законе - как было и как стало.

 

Снижается срок, в течении которого торговая сеть обязана расплатиться  за поставленный товар.  Для скоропортящихся продуктов с 10 до 8 дней, для товаров со сроком годности до 30 дней до 25 календарных дней для остальных товаров до 40 дней.

Торговые сети теперь лишены возможности манипулировать со сроками передачи и приёмки документов, подтверждающих факт поставки товаров. Закон предоставляет всего три рабочих дня для оформления всех документов по поставке продовольственных товаров.

Снижается размер премии от поставщиков торговым сетям с 10 до 5 процентов от цены товаров. При этом предусмотрено, что в этот размер вознаграждения входят логистические услуги, услуги при обработке и упаковки товара и подобные услуги.

Ритейлерам запрещено навязывать поставщикам дополнительные услуги по другим договарам. За нарушения грозят миллионные штрафы.

Закон устанавливает прямой запрет на возврат нереализованной продукции и прямой запрет на посреднические договоры.

С 15 июля договоры заключаются по новым требованиям.

 

А теперь самое интересное - выступления   участников круглого стола?

Ведущий Анатолий Тиханов, известный псковский предприниматель и координатор «Народного контроля»  в начале дискуссии предоставил слово Татьяне Бойко, исполняющей обязанности руководителя антимонопольной службы. Она рассказала о том, какие вопросы чаще поступают в ФАС по горячей линии, организованной для предпринимателей и торговых сетей. Возврат продукции, ретро-бонусы,  продвижение товаров. Она привела,  по сути, абсурдный пример с псковским картофелем – путешественником. Для того, чтобы  попасть в псковские магазины фермер должен отвезти его в Ленинградскую область на склад, оттуда картошка приедет в Псков с ценой выше начальной на 50%.

 

 

Татьяна Бойко поделилась важной информацией. Антимомонопольная служба запросила у сетей  и поставщиков ценовую документацию, чтобы затем сравнить цены до действия 273 закона и после заключения новых договоров. Законодатель значительно расширил раздел по нарушениям: для юрлиц штраф – 5 млн рублей, для физлиц – 40 тысяч. И внимание - появилась дисквалификация на 3 года, что очень серьёзно.

Затем взял слово депутат областного Собрания, директор великолукского завода ЗЭТО Александр Козловский. Он сказал, что вступивший в силу закон очень важен для местных товаропроизводителей. Он должен помочь малому и среднему бизнесу пробить стену ограничений на пути к рынку сбыта. Он также отметил, что многие предприниматели недостаточно  юридически грамотны и не всегда могут самостоятельно продвигать свою продукцию на рынок. Задача участников круглого стола помочь им в этом. И, прежде всего, думать о покупателях, внимательно отслеживая ценовую политику торговых сетей.

Александр Козловский привёл пример Вологды, где  на полках магазинов торговых сетей 70%  местной продукции. И призвал создавать в области логистические центры.

Александр Братчиков директор холдинга «ПсковАгроИнвест» был краток и строг:

- Сети максимально монополизировали торговлю. Они разорили маленькие магазинчики, которых было много, и торговали они в основном местной продукцией. Мы не работаем ни с одной сетью – слишком много хотят для себя.  Вынужденно создаём свою торговую сеть. Александр Братчиков не исключил сговора сетей вместо честной конкуренции.

- Если удастся не допустить сговора и сети начнут конкурировать между собой, то закон действительно принесёт большую пользу, - сказал он.

 

Олега Берёзкина, директора фирмы «Фунт», члена совета псковской «Опоры России», у которого сеть состоит из тех самых маленьких магазинчиков в шаговой доступности, слушали с особым вниманием.

- Обидно видеть, что хорошая местная продукция не может продаваться в крупных сетевых магазинах. Мы торгуем  местной продукцией и видим, что производители  зажаты со всех сторон и могут разориться. Слишком неравные финансовые возможности, чтобы диктовать свои условия сетям,- говорит предприниматель.

Валерий Лесников, поделился впечатлениями от рейдов по торговым рядам и проанализировав увиденное, сделал выводы.

- Наша задача поддержать местных предпринимателей, которым действительно непосильно тягаться за место на полках сетевых магазинов. Особенно если учесть, что многие из них имеют зарубежное финансирование,- сказал председатель псковской «Опоры».

 

- Нельзя сказать, что местной продукции нет в сетевых магазинах, она представлена, но только крупных предприятий и холдингов. Например, даже «Победы» там нет, хотя за её продукцией выстраиваются очереди у киосков.  Надо создавать свои местные сети, выделять площади и места для маленьких магазинчиков в шаговой доступности. И самое главное – надо объединить малых и средних производителей. По примеру «Опоры» могу сказать, что вместе добиваться результата значительно легче. Средства массовой информации должны подключиться и поддержать местных производителей, -сказал в заключение Валерий Лесников.

 

Президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов поддержал предложение объединяться:

- Я согласен с большинством, что федеральные сети будут искать возможности компенсировать убытки. Мы все покупатели и платим за все затраты. Важно, насколько мы и производители сможем консолидироваться и выступить против диктата сетей.   У нас есть поддержка  населения, что, собственно, и  вынудило правительство принять обсуждаемый нами закон.

После выступления представителей областной и псковской администраций, руководителя облпотребсоюза подвели итог дискуссии. Мониторинговая группа продолжит работу.

Кстати, приглашённых представителей торговых сетей не было за круглым столом. Ни один не пришёл.

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ

© 2015 ОПОРА ПСКОВА