© 2015 ОПОРА ПСКОВА

Минстрой: электронная база цен

June 20, 2016

 

Строительный рынок ждут перемены. В первую очередь это касается системы образования цен, которая в последнее время не раз становилась мишенью для критики не только со стороны экспертов, но и аудиторов Счетной палаты. О деталях будущей реформы в интервью "РГ" рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

- Речь идет о создании механизма, который позволит максимально достоверно, прозрачно и объективно просчитывать предельную стартовую стоимость строительства того или иного объекта. Новый механизм будет ориентирован, прежде всего, на заказчиков объектов, возводящихся с привлечением бюджетных средств.

Для них использование этого инструмента будет обязательным. Но коммерческим компаниям и обычным гражданам, которые, к примеру, собираются строить дом на своем участке и хотят проверить достоверность своих расчетов, она, безусловно, тоже будет полезна.

 

Сегодня правила формирования цены в строительной отрасли есть. Они работали все эти годы, но, так как были приняты еще в конце прошлого столетия, в какой-то момент перестали отвечать современным реалиям, в том числе экономическим.

В условиях, когда экономика росла равномерно, стоимость ресурсов менялась без каких-либо ценовых скачков, действующий базисно-индексный метод ценообразования в строительстве позволял производить корректные расчеты. Но уже в 2008 году, когда цены на одни стройматериалы резко выросли, а на другие остались на прежнем уровне, расчет стоимости строительства через этот метод стал терять свою актуальность. Сейчас эта проблема обострилась.

Мы планируем создать единую электронную государственную систему ценообразования в строительстве - сокращенно ГИС ЦС. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране, но с учетом территориальной специфики. В каких-то крупных регионах, возможно, будет несколько ценовых зон. А в целом по стране - около 150.

На все без исключения элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. А уже на их основе можно будет рассчитать показатели сметной стоимости строительства в целом. Но, еще раз подчеркну - это будет только стартовая цена. Потом будет два этапа: прохождение процедуры определения достоверности стоимости в экспертизе, после которого цена, как правило, снижается процентов на двадцать. И второй, главный этап - уже сама конкурсная процедура, где потенциальные претенденты на генподряд называют свою стоимость, отталкиваясь от собственных возможностей. И либо выигрывают, либо проигрывают соответствующий аукцион или конкурс. То есть говорить о том, что минстрой вводит какую-то госцену стройки, не корректно. Данные, погруженные в ГИС, не будут применяться для прямых расчетов с подрядчиком.

 

Мы собираемся организовать мониторинг цен производителей. Ежеквартально данные планируется обновлять. Это серьезный большой объем работы. Ведь помимо прямых производителей стройматериалов в России есть компании, для которых это направление не является профильным. В целом, получается около шести тысяч организаций. Нам предстоит охватить их все.

Если эти организации хотят участвовать в строительстве, поставляя свои материалы, они будут предоставлять данные о ценах.

Мы, кстати, уже провели пилотный мониторинг в одном из крупных регионов. Собрали совещание с основными производителями, объяснили, для чего это надо, услышали их вопросы и получили информацию в течение шести дней. Думаю, и в других регионах с этим проблем не будет. Для оповещения о новой системе мы также планируем использовать влияние недавно созданной Ассоциации производителей стройматериалов.

Если где-то будут скачки, это будет видно сразу, ведь информация будет поступать не из одного источника. Кроме того, есть Федеральная налоговая служба, которая сможет заходить в систему ГИС ЦС и проверять, какая стоимость стройматериалов закладывается в налогооблагаемую базу. Поэтому производителям будет просто не выгодно предоставлять недостоверную информацию.

Импортных стройматериалов на наших стройках сегодня не больше 10-12 процентов. Но они тоже будут учитываться. Информацию об их поставках в Россию будет давать Федеральная таможенная служба. Стоимость же будет формироваться с учетом логистики, то есть доставки до той или иной ценовой зоны.

 

Наши контролирующие органы подталкивают нас к тому, чтобы все было сделано как можно быстрее, но мы считаем, что в этом вопросе спешка очень опасна. Это серьезная реформа, она скорее эволюционная, чем революционная и может потребовать переходных периодов.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы в 2018 году расходы из бюджетов всех уровней на капитальное строительство определялись уже с учетом новой системы ценообразования.

Уже завершается формирование затрат на создание системы - не все торги завершены, по некоторым еще не подведены итоги. Кроме того, впереди серьезная работа по госзаданию на 2017 год. Но в любом случае затраты, которые необходимы для развития этого проекта, несопоставимы с той оптимизацией, которую мы получим в результате.

Минстрой сейчас проводит целый ряд мероприятий по совершенствованию системы технического нормирования, что, безусловно, приведет к оптимальным техническим решениям и соответственно оптимизации затрат на строительство. Еще одним инструментом, который обеспечит снижение затрат в строительстве, станет использование проектов повторного применения (типовые проекты) с учетом их экономической эффективности. Все это в комплексе значительно оптимизирует затраты на строительство, предельная стартовая стоимость будет более объективной и достоверной.

 Собственно потому и запущена реформа ценообразования, чтобы расходование бюджетных средств было обоснованно, а формирование сметных нормативов было прозрачным. Но еще раз подчеркну, что создаваемая система лишь определяет стартовую цену перед конкурсными процедурами. И как раз претензии Счетной палаты чаше всего касались объектов, по которым не осуществлялась заключительная процедура - торги, определяющие окончательную цену контракта.

 

Минстрой разрабатывает и актуализирует требования к строительству, которые позволяют сегодня строить качественно. Подчеркну, что наши строители владеют всеми современными технологиями, чего еще не было 10-15 лет назад. Безусловно, на местах за качеством стройки необходимо следить дополнительно, надзорных органов достаточно. Если говорить о жилье, то в рыночных условиях застройщикам экономить на качестве невыгодно, потребитель просто не будет покупать такие квартиры или дома. Особого внимания от региональных и муниципальных властей мы требуем в части расселения аварийного жилья, здесь контроль должен быть особый, и к этой работе мы также привлекаем общественные организации.

Обязательность соблюдения требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений необходимо сохранить и развивать. Некоторые наши соседи по СНГ попытались отказаться от требований, но в результате там стали появляться дома, похожие на Пизанскую башню, людей приходится переселять в новое жилье.

По прогнозам Минстроя, которые опираются на информацию регионов, в этом году объемы ввода жилья составят около 76 миллионов квадратных метров жилья. Возможно, чуть больше, но вряд ли удастся достигнуть рекордных показателей 2014-2015 годов, когда соответственно было введено 84 и 85 миллиона квадратных метров жилья, полагает Михаил Мень. "С другой стороны, мы видим по результатам первых четырех месяцев достаточно неплохой подъем по ипотеке. Конкретно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - рост почти на 50 процентов.

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ