© 2015 ОПОРА ПСКОВА

Бизнес: своё, родное - предпочтительнее

February 20, 2016

 

Крупнейшие международные пивоваренные компании, действующие в России, в 2015 году сократили сбыт продукции не только из-за общего снижения потребления пива, но и потому, что уступили долю рынка мелким пивоваренным брендам, доля которых поднялась с 14,9% в 2010 году до 26,5% по итогам 2015 года, говорит статистика.

А мы говорим о состоянии псковского пивного рынка с предпринимателем, членом совета регионального отделения «Опоры России» Виталием Ивановым, который на этом рынке работает уже 20 лет.

- В основном своё российское пиво мы стали продавать и пить в связи с санкциями и общим спадом спроса из-за кризиса, - говорит Виталий Владимирович. - Отказались даже от  поставок из Белоруссии, которая продаёт своё пиво по долларовой цене.  А мы не можем повышать свои цены, потому что живём в Пскове и понимаем, что могут позволить себе жители нашего небогатого города, а что нет, особенно в это кризисное время.

 

 

- То есть можно сказать, что импортозамещение  пива на российском и псковском рынках происходит естественным образом - через конкуренцию. Насколько успешно?

- Многие предприниматели, в том числе псковские, задумались о создании пивоварен.  И у нас уже есть своё псковское пиво. Молодые ребята ещё два года назад стали восстанавливать технологию существовавшей в городе в девятнадцатом  веке пивоварни. И стали варить там пиво по старинным рецептам. Запустили первую линию,  и вкусное  псковское пиво позапрошлого века уже вышло на наш рынок.

В городе есть несколько оптовых фирм, я работаю уже много лет с двумя –«Пинтой» и «Псковской пивной компанией». От сотрудничества с «Балтикой» отказался – необязательны и по ценам не сходимся,- объяснил Виталий Иванов.

Кстати статистика подтверждает, что у «Балтики», пиво которой всегда было на наших прилавках и столах ещё с советских времён,  дела не слишком хороши. По словам директора по развитию национальных и региональных брендов «Балтики» Павла Еранкевича, которые приводит «Коммерсант», локальные производители, к которым относится более 700 заводов, наращивали свою долю рынка во многом за счёт продаж пива в низком ценовом сегменте. Руководитель группы Nielsen по работе с компаниями пивной индустрии Марина Лапенкова связала успех малых пивоварен с тем, что местное пиво воспринимается «как родное и доступное».

А ведь и в самом деле с этим не поспоришь: своё, родное – предпочтительнее. Подтверждение тому пивной бизнес псковского предпринимателя Виталия Иванова.

 

У него два небольших кафе-бара  - на Завеличье и Запсковье. Его клиенты простые небогатые люди: служащие, рабочие, пенсионеры, студенты, домохозяйки. Они не любят пить пиво на ходу из бутылки. Куда приятнее посидеть в уютном кафе с телевизором – заодно посмотреть новости, поболеть за любимую футбольную или хоккейную команду.  Да и просто пообщаться с друзьями, знакомыми за кружкой недорогого псковского пива.

Несмотря на то, что 2015 год был тяжёлым для бизнеса, продажи в сравнении с 2014 годом упали сильно, считай, вдвое, Виталий Владимирович цены не повышает, в отличие от производителей и поставщиков, не желающих терять доходы. Поэтому в его кафе-барах посетители всегда есть.

В связи с неопределённостью в экономике 2016 года спрашиваю, не пора ли искать другие дополнительные направления в бизнесе – как поступают многие псковские предприниматели?

 

- Нет, ничего нового пока затевать не хочу, - отвечает. – Буду совершенствовать то, что есть. Расширять ассортимент, может быть, что-то менять в интерьере, чтобы посетителям было уютнее, удобнее. Понимаете, к своему бизнесу тоже привыкаешь - его любишь, о нём заботишься, и заняться чем-то совсем другим в мои годы уже трудно.

Его бизнес, как у многих, кто начинал в начале девяностых, выстрадан, вынянчен, потому и дорог. Виталий Иванов в 90-м после института работал на ПЭМЗе, престижном заводе, в должности инженера-конструктора. А потом всё рухнуло – оказался на улице с тысячами других растерянных людей. Единственным быстрым заработком была торговля. Через знакомого удалось зацепиться за лимонад, который возили из Польши.  Потом появилось пиво. Торговали с ящиков на улице и гордились первым оборудованным киоском на Яна Фабрициуса рядом со стадионом. А в 96-м с товарищем уже открыли своё кафе. В те годы в Пскове многие занимались пивом. Но этот бизнес не из лёгких.  И тогда и теперь слишком часто менялись и меняются законодательные и муниципальные правила, не говоря уже о проверяющих и контролирующих органах. Очень многие предприниматели ушли из этого бизнеса. Особенно после того, как запретили торговать и крепкими напитками. Остались самые стойкие, так сказать, прикипевшие к своему делу.

 

За все 20 лет пивного бизнеса Виталий Иванов припомнил лишь два спокойных и уверенных года в начале двухтысячных. Малый бизнес всегда был в пасынках у государства и выживал трудно. И предприниматели искали поддержку друг у друга. В начале двухтысячных Псковская гильдия предпринимателей насчитывала  до 200 человек. В неё входили  люди разного бизнеса, представляющего рынок товаров и услуг. Тогда все были примерно одинаково бедны, проблемы были одни на всех, говорит Виталий Владимирович. Но прошли годы, и многое изменилось, прежде всего, мы сами. У предпринимателей стали разные доходы и те, кто богаче, перестали интересоваться проблемами менее успешных. Гильдия распалась. Люди других профессий и занятий тоже отдалились и обособились. Так и живём.

Но в последние годы, кажется, снова поняли, что в одиночку решать свои проблемы почти невозможно. И, по сути, созданная региональная «Опора России» заменила Гильдию предпринимателей. Правда, и Гильдию усилиями членов совета «Опоры» Светланы Бородиной и Виталия Иванова удалось частично возродить.  То есть тенденция – объединяться, потому что кризисы у нас часто, а нынешний, похоже, надолго. Сам президент Путин в недавнем разговоре с Александром Шохиным, президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, призвал деловых людей и не только объединяться в сообщества по примеру «Опоры России».

 

 

Через сообщества легче добиваться решения своих проблем у чиновников, которым сложно отмахнуться от коллективного обращения граждан.

Виталий Иванов активный член псковской «Опоры». Вот и сейчас на красивой пешеходной улице Пушкина он говорит о том, что предприниматели могли бы наполнить её жизнью, чтобы жители города не пробегали по ней, не глядя по сторонам, а приходили сюда выпить чашечку кофе или стакан пива, полакомиться мороженым, послушать приятную музыку. Посидеть, пообщаться  или просто подумать, умную книжку почитать. То же самое можно сказать и про наши новые, но, к сожалению, безлюдные набережные.

 

Что же касается собственного бизнеса, то есть у семьи Ивановых цель-мечта.

Кафе-бар по образцу и подобию тех, в которых они бывали с женой в период его службы в ГДР. Немецкие пивные бары остались в памяти во всех подробностях. И главная их особенность – атмосфера отдыха, добра и уюта, свободного дружелюбного общения самых разных людей. Кстати его кафе-бар на Юбилейной, в котором мы сделали несколько снимков, и сейчас  деталями интерьера напоминает немецкий стиль.

 

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ