Решить конфликт за счет регионов

December 18, 2015

 

Президент предложил компенсировать дальнобойщикам введение дорожного сбора отменой транспортного налога. Дальнобойщики «за», но им этого мало. А губернаторам, которые получают этот налог, придется тоже искать компенсации.
На итоговой годовой пресс-конференции Путин не только посочувствовал «работягам», которые «вкалывают» за рулем, но и предложил вариант улаживания конфликта — проверить, если надо, систему «Платон» на предмет обоснованности расценок и прозрачности финансовых потоков (это может сделать Счетная палата) и отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. «Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время — в начале года — это сделает», — сказал президент.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, заявление президента ложится в старую стратегию: он не уступает давлению, а оптимизирует. «Новый налог для большегрузов он оставляет, но снимает транспортный. Это выглядит компромиссом, но не уступкой, такой психологический парадокс», — говорит политолог. Он отмечает, что у российской власти есть некий принцип: отступать она не имеет права, но должна находить способы договариваться на другом поле.

 

Дальнобойщики требуют полной отмены системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Акции протеста начались 11 ноября, за четыре дня до введения системы «Платон», и с тех пор, по подсчетам РБК, прошли как минимум в 24 регионах России. В Подмосковье бастующие водители сформировали два основных лагеря — на 91-м километре Каширского шоссе и у торгового центра «Мега Химки». Изначально они планировали провести всероссийскую акцию протеста, перекрыв МКАД 30 ноября. Однако впоследствии протестующие решили, что будут действовать строго в рамках закона и останутся на своих стоянках, где их могут найти журналисты.

Губернаторы свое возьмут
Сборы транспортного налога обеспечивают в среднем 1,5% собственных доходов консолидированных региональных бюджетов (бюджетов регионов с учетом муниципалитетов). Максимальная доля транспортного налога в структуре доходов — в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), а в доходах Москвы и Санкт-Петербурга, для сравнения, — 1 и 1,8%, говорит заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Из этих регионов самыми проблемными (по соотношению долга и собственных доходов) он называет Вологодскую и Новгородскую области — у них задолженность превышает 75% собственных доходов.

 

«Любое изъятие доходов из региональных бюджетов приведет к тому, что регионам будет сложнее выполнять свои обязательства. Либо это приведет к необходимости увеличения трансфертов из федерального бюджета», — отмечает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Губернаторы уже думают, где взять деньги. Если отменят транспортный налог для большегрузов, то территории должны получить другой источник дохода, который позволит поддерживать региональную дорожную сеть, рассуждает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Сбор транспортного налога по итогам этого года в Калужской области составит более 600 млн руб., это шестая часть регионального дорожного фонда. «Уже сейчас мы видим, что транспортные потоки [большегрузов] переориентировались на региональные дороги», — указывает губернатор. «У нас есть риски, что грузовые машины пойдут по региональным дорогам, которые не готовы сегодня к приему большегрузов», — соглашается губернатор Калининградской области Николай Цуканов, добавляя, что введение дорожного сбора с грузовиков, по его мнению, правильное. 
Сейчас по Бюджетному кодексу акцизы на бензин и топливо также на 100% зачисляются в региональные бюджеты. «Стоило бы подумать о том, чтобы вообще убрать транспортный налог для всех видов транспорта, а заложить потери в цену топлива. Если транспортный налог будет отменен, но нам будет дано право по региональным дорогам аналогично федеральному закону взимать с грузовиков [плату], плюс вместо транспортного налога будет акциз через топливо, то эти вещи взаимозаменяемы. Но необходимы расчеты», — говорит Цуканов. По его словам, в начале следующего года вопрос о том, как регионам скомпенсировать выпадение по транспортному налогу, может стать темой для дискуссии на площадке Минтранса.

 


Дальнобойщики: хорошо, но мало
По словам председателя совета НП «Грузавтотранс» Владимира Матягина, отмена транспортного налога облегчит нагрузку на транспортные компании несущественно: «Транспортный налог может быть от 30 тыс. до 50 тыс. руб. [на автомобиль] в год в зависимости от количества лошадиных сил; оплата за проезд по федеральным трассам намного больше».  Разница между налогом и сборами через «Платон» примерно один к пяти, резюмировал он.

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ

© 2015 ОПОРА ПСКОВА