© 2015 ОПОРА ПСКОВА

Белые слоны: экономика халявы

 

Госкорпорации работают неэффективно по всему миру. Но в России ситуация усугубляется тем, что госкомпании расширяют область «государственного мышления» на ту часть экономики, которая должна была бы быть конкурентной.

Государства часто ругают за неэффективность. Во всем мире есть много примеров, как их «инвестиционные» решения оказываются предельно неудачными, сметы растут в разы, а результаты больших строек или помпе­з­ных проектов никого не вдохновляют. Именно поэтому большое распро­странение получили государственные корпорации — компании, которые в силу ряда причин находятся в собственности государства, но действуют как коммерческие предприятия. Все они оперируют в совершенно рыночной среде, потому достаточно успешны.

В России ситуация усугубляется тем, что госкомпании не столько привносят позитивные черты бизнеса в те секторы, ко­торые выполняют квази государственные функции, сколько расширяют об­ласть «государственного мышления» на ту часть экономики, ко­торая должна была бы быть конкурентной. В результате появляются новые стада «белых слонов», порождаемых не государством, но формально коммерческими ком­паниями.

Классический пример — крупные государственные энергетические ком­пании. Мало того что они вопиюще неэффективны (выручка на одного занятого в «Роснефти» в 7,8 и 4,4 раза меньше на одного занятого, чем у зарубежных конкурентов, таких как ExxonMobil или Chevron), они заняты прежде всего подавлением конкурентов и «в свободное время» фи­нансированием неокупаемых проектов.

«Газпром» уверенно теряет как внут­ренний, так и внешний рынок: за последние 15 лет на внутреннем рынке его реализация сократилась на 15%, а на главном,  европейском рынке,  на 1/3. При этом государство твердо защищает позицию своего экспортного монополиста.

Сегодня весь дополнительный инфляционный доход, связанный с падением курса рубля, присваивается «Газпромом», а получаемые средства направляются в безумные инфраструктурные проекты. Газопровод Сахалин — Владивосток используется на 20%. «Турецкий поток» даже при наличии обещанных скидок — более чем на 10%. Освоение «Штокмана» просто закрыто с потерями 22,3 млрд руб. Всего на невостребованные проекты «Газпром» потратил около 2,5 трлн руб.

 

Интересно только тратить

«Российские железные дороги» — еще один пример. В центре их «инвес­тиционной» стратегии стояло развитие скоростных железных дорог и так называемого восточного полигона. На слушаниях в Государственной думе по проекту скоростной магистрали Москва — Казань РЖД заявила предполагаемую доходность в 2,4% на 1 руб. инвестиций. Если учитывать, что запрашиваемые средства на данный проект из ФНБ в тот момент приносили именно такую доходность, этот проект вообще не имеет смысла. Но ведь для реализации проекта РЖД рассчитывает еще и на бюджетные льготы.

С другой стороны, около 75% ожидаемых трат (до 400 млрд руб.) выделяется на БАМ, а не на Транссиб, хотя по первому перевозится в основном необработанное сырье, из которого основную массу составляют убыточные перевозки угля, а по второму — высокодоходные контей­нерные грузы. Простые подсчеты показывают, что вложение этой суммы в увеличение пропускной способности «восточного полигона» на 40 млн т в год, если 75% грузопотока будет приходиться на сырье, а 25% — на контейнерные грузы, в принципе неокупаемо. Понятно, что пригородное сообщение на фоне этих гранди­озных проектов считается «неинтересным» и уходит из зоны внимания РЖД.

 

Экономика халявы

«Государст­венные» бизнесы не только неэффективны — они в большинстве случаев су­ществуют в излишне комфортной финансовой среде.

Во-первых, это заметно по завышенным тарифам. Те же газ, бензин или электричество могли бы стоить намного меньше, если бы на рынке было больше конкуренции, если бы «экспортная рента» за газ распределялась в равной мере между всеми газодобытчиками, а вместо новых трубопроводов силы и средства «инвестировались» в нормальные отношения с «транзитерами».

Существует масса индивидуальных преференций, помогающих «белым слонам» жить и процветать. Те же «Газпром» и «Рос­нефть» — это единственные две энергетические компании, которые за последние десять лет получали лицензии на разработку новых месторож­де­ний не только без конкурса, но и бесплатно. Кроме того, государственные компании по­лучают существенные налоговые льготы, что означает, по сути, дополни­те­льное финансирование из бюджета. Так, «Роснефть» получила льготы на 22 восточносибирских месторождения, хотя поставки с этих «льготных» месторождений за рубеж фактически означают дотирование иностранных бюджетов, в первую очередь Китая. В настоящий момент в практическую стадию переходит решение вопроса о льготах для еще фактически не начавшегося проекта «Сила Сибири».

Выход из порочного круга очевиден — демонополизация крупнейших компаний, выход их на коммерческие условия хозяйствования, отмена неоправданных привилегий. Первым шагом на данном пути были бы расширение реального общественного контроля над расходованием общественных (бюджетных и резервов ЦБ) средств и ответственное использование государственной собственности. Устранение всех форм прямого и скрытого дотирования — самая существенная поддержка, которая может быть оказана МСБ,  который только и сможет реализовывать задачу диверсификации экономики.

В цикле статей на РБК «Белые слоны российской экономики» Валерий Зубов, депутат Государственной думы  и Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества рассматривают, в какие объекты инвестировало государство в последние годы и почему эти вложения оказались крайне неэффективны.

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ