© 2015 ОПОРА ПСКОВА

Бизнес: мечта о стабильности

September 30, 2015

 

В кризис особенно трудно приходится предпринимателям из малого и среднего бизнеса. Вот и сегодня, когда зарплаты тают из-за инфляции, спрос населения падает, рассчитывать на приличную прибыль не приходится. Каждый выживает, как может: кто-то сокращает производство, кто-то увольняет сотрудников, экономя расходы. Некоторые, например, Вадим Боровко - владелец мастерских авторской керамики, председатель некоммерческого партнёрства «Псковская ремесленная палата» и директор предприятия по продаже автомобилей «САВВА-АВТО», старается всё держать под контролем и резких движений пока не делает.

Мы едем с Вадимом Петровичем на бывший завод Тиконд, где, благодаря ему, сохранилось производство знаменитой псковской керамики. Когда завод закрылся, остался один единственный керамический цех, выпускающий фаянсовые изделия. Вадим Боровко помещение выкупил, оставил весь прежний коллектив и возродил фаянсовое производство. А рядом разместил производство гончарной керамики из красной глины, по старинной технологии «обжига молоком».

- Керамика – это моё давнее увлечение, хобби, если хотите. Когда Тиконд ещё работал, я помогал керамическому цеху, чем мог, - вспоминает Вадим Петрович. – Фаянсового производства в России почти не осталось. Раньше был большой завод в Конаково в Тверской области – развалился. Остались два-три небольшие производства, в том числе наше. Мы сохранили традиционные технологии с заливкой в формы иподглазурной росписью.

Спрашиваю, откуда белая глина? В ответ – тяжёлый вздох. Из Украины. И теперь это - проблема. Заменить её другой белой невозможно. Украинская – единственная в своём роде. Это уникальное месторождение бело-жгучей глины чистейшего цвета, поэтому и изделия из неё прозрачные, светятся, объясняет Вадим Петрович.

Красную глину тоже приходится завозить из Гжели. У нас её много, но с примесями, нужно очищать, а производства такого уже нет. На гончарном участке сразу бросаются в глаза прекрасные вазы, вазочки и вполне практичная посуда темно-коричневого и почти чёрного цвета, которые мы не раз видели на выставках в Пскове. Известный автор Галина Драчёва - главный художник фаянсового участка. Она стояла у истоков псковского фаянса, признанный мастер со своим почерком и художественным вкусом. Вадим Боровко дорожит ею, как специалистом, и гордится её творческими успехами.

 

Инициатива и идеи других сотрудников, например, росписчиц по фаянсу, тоже поощряется. Есть творческие конкурсы, есть творческие поездки за опытом и впечатлениями, правда, в основном по стране и в ближнее зарубежье.

Но прежде всего, здесь бережно относятся к традициям. Мастерские делают именно псковскую керамику с её неповторимыми образами, символами, пейзажами. Часть форм для этого осталась в наследство, часть остаётся от эксклюзивных заказов, разрешённых для использования.

 

В фаянсовом цехе особая атмосфера – завораживает белое хрупкое царство ещё не покрытых глазурью экспонатов, другого слова не подберёшь. Очень всё красиво, воздушно – почти нереально.

Заказов всё ещё много: Остров, Струги, Опочка, Гдов. Расходится продукция мастерских и по России. В ней заинтересованы все сувенирные магазины и лавки. Есть у мастерских и свои два магазина на территории Псковского кремля. По словам Вадима Петровича, они стараются продавать свои изделия без посредников, чтобы держать низкие цены. А цены повышать никак нельзя – в кризис тем более. Получается производство малоприбыльное, но пока рентабельное. Выручают и областные гранты, которые мастерские получают второй год на развитие ремёсел. Во всяком случае, 50% затрат на материалы окупают.

 

Но керамика – это, как говорится, для души. А вот ремонтные мастерские и два салона для продажи автомобилей брендов MITSUBISI MOTORS и CHERY – это для заработка. На днях презентовали два новых автомобиля VIP класса. Не простаивают и ремонтники, учитывая качество наших дорог.

Побывав на всех участках производства, мы сидим с Вадимом Петровичем в его маленьком рабочем кабинете, который без каких-либо излишеств, и говорим о нелёгкой судьбе малого бизнеса, в котором у него больш

е 20-ти лет стажа.

Весь российский бизнес, в том числе псковский вышел из лихих 90-х. Занимались кто, чем мог. Боровко, закончивший Политех с дипломом инженера-строителя, с товарищами занялись строительством.

- Время было хоть сложное, во многом опасное для бизнеса, но динамичное, интересное, казалось, всё от тебя зависит – действуй и успех придёт, - вспоминает с некоторой ностальгией в голосе Вадим Петрович. – Начали строить завод. Не достроили – началась инфляция, кредиты закончились. Пришлось заняться специальными работами на чужих стройках. Мы применяли новые технологии и делали то, чего другие не делали. Зимнее бетонирование, кровельные работы, первые мансарды в Пскове – наши. Помогало специальное образование, многое придумывал сам. Самый большой опыт получили на строительстве гостиницы на берегу Великой, которая, к сожалению, так и стоит недостроенная.

Потом возникла автомобильная тема. Стали продавать автомобили. На свободных площадях организовали ремонтный сервис, построили на кредитные деньги автосалон, потом ещё один. Я не единственный их владелец, есть партнёры, - заканчивает экскурс в историю Вадим Боровко.

- Чему научили 20 лет в бизнесе? – спрашиваю.

- Дорожить именем, быть честным перед клиентами, партнёрами. Малый и средний бизнес никогда не жили стабильно. То законы постоянно правят, что нужно держать целый штат юристов, чтобы за всеми поправками уследить и чего-нибудь не нарушить. То налог придумают, который косой выкосит предпринимательское сословие, как случилось с повышением для индивидуальных предпринимателей  пенсионных взносов. Тогда, по сути, и наша Ремесленная палата распалась. Мастера просто сдали свои предпринимательские удостоверения и разошлись по домам мастерить и ни от кого не зависеть, в том числе и от налогов в городскую казну.

Я к кому только ни ходил в администрации города с просьбой дать какое-либо помещение под ремесленные мастерские, где мастера могли бы работать, так сказать, на глазах у туристов, показывать свои изделия, возможно, тут же продавать, как делают это в других странах, зарабатывающих на туризме. Я спрашивал у первых лиц муниципалитета, какие сувениры нужны городу, мы готовы их делать. Нет ответа до сих пор, а впереди у нас Международная Ганза.

- Вроде, и законы меняются в вашу пользу, и государство всё больше денег выделяет малому и среднему бизнесу. На днях первый вице-премьер Шувалов заявил, что полстраны должны быть заняты в малом бизнесе, а ситуация, выходит, не меняется?

 

- А мы просим одного – дайте нам стабильность хотя бы на три года. На самом деле, ситуация не меняется, меняются приоритеты. В период кризиса на первое место выходят дорогие кредиты, невозможность займов на длинный срок, затем некомфортный бизнес-климат и стремительное срастание предпринимательства с административным, государственным ресурсом, что разрушает здоровую конкуренцию. А государственные дотации, к сожалению, доходят только до крупных предприятий и хозяйств, - говорит предприниматель с 20-летним стажем Вадим Боровко.

Кстати, ровно об этом говорят итоги социологического опроса предпринимателей в 82-х российских регионах, проведённого службой KPMG. Они опубликованы в федеральных СМИ.

- Вадим Петрович, вы - член регионального отделения предпринимательского сообщества «Опора России», член совета организации, что вам это даёт?

- Очень важно иметь рядом плечо товарища, с которым говоришь на одном языке. Возможно, когда мы вместе выживаем, что-то отстаиваем, за что-то боремся и добиваемся какого-то результата, то можем считать себя опорой общества. Поэтому очень важно, чтобы нас, предпринимателей малого бизнеса, действительно было много в стране. Тогда и бюджеты всех уровней будет легче формировать.

 

 

Please reload

Please reload

Поиск по тэгам
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Псковинформ